Варианты - есть ли они в вашем плане атаки?

17 июля 2020

Варианты - есть ли они в вашем плане атаки?

Команды, которые хотят развивать свою атакующую игру, должны иметь несколько вариантов развития действий для каждого плана атаки.

Сложность вашего плана, определенно, будет зависеть от вашего личного уровня и уровня соревнований, в которых вы принимаете участие. Много лет назад, Wallabies запустили простую схему, называемую «Aussie Box» (Австралийская коробка), которая полностью изменила способ атаки задней линии.

Варианты «Aussie Box»

С тех пор многие команды развили подобные схемы игры в атаке, в стороне от своих форвардов. Сегодня мы рассматриваем схемы атаки всей команды, как большую часть современной игры.

На самом высоком уровне эти схемы присутствуют, как организованный и специально разработанный маневр с целью разблокировки оборонительной структуры соперника. Это стало возможным благодаря продвинутому уровню анализа, используемого в профессиональном регби.

Знание — это сила, особенно, когда дело доходит до разработки атакующих схем. Но непредсказуемость игры, также может подкинуть неожиданный шанс. Возможности довольно ограничены, поэтому крайне важно, использовать эти возможности в атаке по максиму.

Независимо от уровня вашей команды, игроки должны понимать, как работать и что делать, когда у тебя нет мяча. Это единственный способ организации атаки, которая сможет разрушить прочную оборонительную стену. Способность отработки действий без мяча, требует много времени, что бы научить игроков принимать верные решения. Эта работа позволяет научить игроков быстро занимать свои позиции, и тем самым дать больше времени, для тех, кто принимает ключевые решения. Чем разнообразнее у игроков набор игровых навыков, тем больше появляется возможностей для запуска более сложных схем атаки, с несколькими одновременно стартующими вариантами развития действий.

Когда каждый игрок понимает свою роль и цель в структуре атаки, тогда он быстрее развивает своё чувство игры (game sense - игровое чутье). Это дает им возможность решать проблемы, по мере того как перед ними меняется картина происходящего (адаптация к игровой ситуации).

Эти варианты предназначены для определения и создания свободного пространства. Я никогда не использую слова «отвлекающий» или «ложный» потому, что эти слова означают, что этот игрок никогда не получит мяч, и его роль заключается только в том что бы привлечь к себе внимание или движения для вытягивания на себя защиты. Линия движения игрока, который очевидно, никогда не получит мяч, вряд ли привлечёт опытную защиту. Игроки, выбегающие на блок, уделяют больше внимания на “вытягивание” защитника на себя, хотя часто упускают из вида хорошую возможность, самому обострить игру и убежать в свободное пространство. Для того, что бы иметь контроль над защитой, необходимо чтобы все игроки одновременно двигались по траекториям, реально угрожая прорывом, и были в позиции, позволяющей каждому из них принять пас. Делая это эффективно, можно создать открытое пространство для идущего с мячом игрока и это будет первым вариантом.

Множественные варианты

На этой картинке показана общая схема, которую используют сейчас многие команды:

1. игрок с мячом идет сам;

2. пас во внутрь;

3. Пас игроку с внешней стороны;

4. использование игрока, выходящего из-за спины “backdoor” (задняя дверь)

5. игра в проброс на ожидающего игрока (пас должен быть плоским).


На видео мы видим, что 5 является игроком поддержки игрока, в опции использования второй линии атаки в варианте игры от 4. Это позволит им совершить удар по краю пресса защиты (линия защиты с высокой плотностью игроков из 4-6 игроков), которым защита старается плотно прикрыть открытую сторону (начало атаки в длинную сторону). Когда мы отдаляем картинку, мы видим, что игроков атаки в закрытой стороне больше, однако небольшая сумятица в перестроении игроков останавливает движение мяча и выход 4 против 2 в канал атаки 15 метровой зоны.

Работа без мяча

Вот еще одна схема часто встречающаяся на всех уровнях игры. Такое положение мяча в руках, говорит о том, что игрок не собирается передавать его, игрокам поддержки. Это снимает сомнение у защиты, и она может полностью сфокусироваться на выполнении захвата.


Это видео показывает, что за этой атакой стоял план. Игрок с мячом быстро бежит, смещаясь в сторону, чтобы войти в широко располагающихся защитников и, тем самым, сократить (обрезать) линию защиты. С быстрым выходом мяча из контакта, внутренние защитники не успевают отреагировать и вовремя перестроиться, а значит, атака может действовать, имея перевес в игроках. К сожалению, атака не сработала достаточно напряженно, включая атаку из-за угла. Она не смогла обострить ситуацию и развить свое преимущество, которое как видно было потеряно.

Навыки и понимание

На этом снимке обозначены игроки (белые стрелки), которые пытаются сохранить активность защиты и сохранить связь с партнерами по команде. Атакующим игрокам, отрабатывая свои варианты, нужно бежать по своим каналам, чтобы вытянуть на себя защитников. Атака должна работать вместе, так как одна хорошая линия движения игроков может открыть пространство для другой.


На видео линия движения атакующих игроков не привлекает ни одного из двух обозначенных защитников, которые проталкиваются дальше, чтобы расстроить атаку и применить свои навыки давления. На первом движении с мячом атакующему игроку нужно было бежать прямо вперед и выходить на внешнюю сторону своего оппонента. Если бы защитник развернулся и ушел вслед за ним, то атака смогла бы использовать освободившееся пространство. Второй игрок, бегущий в варианте на прорыв, также должен был бежать прямо и атаковать пространство с внешней стороны от своего оппонента. Если его защитник не видит его, то он, сохраняя свою линию и принимая на скорости мяч, может продолжать двигаться в открытое пространство.

Как и любой навык в регби, эти схемы должны вводиться с учетом постепенной прогрессии, которая изначально формирует понимание, затем работает на наращивание интенсивности, расчета времени и пространства, и только потом возможен переход к реально игровым ситуациям.