Научиться слушать мнения игроков

23 июня 2020

Научиться слушать мнения игроков


Когда тренер просит своих игроков посмотреть видео матча или конкретных моментов игры, на что именно рассчитывает тренер? Он или она выстраивает сценарий, который приведет игрока к принятию своего собственного решения, или есть заранее определенное решение, к которому тренер подводит игрока?

Если вам покажется, что это звучит немного по-макиавеллиевски (как элита управляет толпой), то это ненамеренно. Это реальный вопрос, который может быть задан тренерам, которые, возможно, даже не осознают, что это именно так и происходит. Это один из вопросов, которые задают Дон Винсон и его коллеги-ученые в своем исследовании «Тренерская логика и обучение спортсменов», в котором исследуется влияние видеоанализа на обучение в командных видах спорта.

Дело в том, что Винсон и его коллеги, и все, кто занимается командными видами спорта, знают о том, что если несколько игроков и тренеров просмотрят какой-либо отрезок спортивного действия, то у них всегда будут разные точки зрения. И вот вопрос: насколько вы готовы или способны, как тренер, действовать на основании предложения, сделанного игроком, особенно если оно противоречит вашей собственной точки зрения?

Нет никаких сомнений в том, что в наши дни тренеры в своей работе, начинают выбираться из тьмы на белый свет. Теперь редко можно увидеть тренировочные сессии, состоящие только из мячей, манишек и фишек, а также инструкций тренера в виде крика без творческого взаимодействия с игроками.

Сегодня тренеры много говорят о расширении полномочий игроков, о создании внутренней культуры, и кодексов поведения в команде. Существует мнение, что игроки должны иметь возможность влиять на то, как живет и как работает команда. Хотя есть вопрос: в какой степени теория становится реальностью и насколько эта реальность различна в рамках одного вида и между различными видами спорта.

Должны ли игроки вести дискуссию вокруг видео?

В командных видах спорта, все еще есть традиционалисты, которые делают акцент на технически-ориентированные тренировки, и они считают, что знания передаются только от тренера к спортсмену. Для таких тренеров — это путь с односторонним движением. А для спортсменов — это пассивный, а не адаптивный процесс обучения.

Но так ли это неправильно?

Для тренеров любительских команд в условиях ограниченного времени не является ли это наиболее эффективным способом использования еженедельной 90-минутной тренировки просто для того, чтобы заставить команду работать над навыками и тактикой для следующей игры? Какой тренер за это время, успеет обсудить 15 различных идей и опробовать новые варианты, при том, что старые работали как надо?

Эта часть исследований и существующее сегодня направление мыслей, в корне бросают вызов старым методам и способам. Спортивные специалисты, большинство тренеров и многие игроки считают, что анализ действий на основе видео важен, так как он помогает игрокам развить навыки наблюдательности и анализа, что, в свою очередь, помогает улучшить индивидуальные показатели эффективности в игре. Он также помогает психологическому развитию игроков, и комбинация этих факторов, помогает улучшить общую работу команды.

Исследования показали, что сочетание видео и правильно построенной, обратной связи, стимулирует обучение игроков, улучшает понимание, и благотворно влияет на развитие навыков в принятии решений.

Нет сомнений в том, что видеоанализ является ключевым компонентом хорошей тренерской программы. Он улучшает понимание и стимулирует обучение. Но, как отмечает Винсон, это только одна из частей очень сложного процесса обучения тому, как анализировать действия и потом наиболее эффективно использовать полученную информацию. Видеоанализ сам по себе можно считать искусством. Точно так же, как тренеры учатся приемам эффективного общения или, как игроки учатся правильно выполнять упражнения на растяжку, так и в этом случае, эти обе стороны должны научиться анализировать свою деятельность.

Как сказал один из тренеров, принимавших участие в исследованиях Винсона: «Дни диктаторского подхода к обучению прошли. Я думаю, что это очень важно для расширения прав и возможностей, обеспечения хорошего лидерства, особенно важным, это становится, когда работаешь с группой, потому что это лучший способ развития навыка самообучения игрока».

С каждым опубликованным исследованием и каждым анекдотическим случаем, который можно услышать на любом тренерской собрании, становится все яснее то, что участие игроков в процессе анализа, всегда является положительным фактором.

Это особенно верно, если:

а) игрокам предоставляется время для размышлений и

б) игроки прошли соответствующую подготовку по анализу видеоклипов.

Как отметил один из тренеров, важно, чтобы игроки видели не только свою собственную роль в матче. Способность рассматривать отдельно взятый инцидент в игре, как следствие происходящего в общем контексте игры — это способность, которую тренер должен помочь развивать игрокам.

Заключительный пункт этой дискуссии:

Нет сомнений в том, что привлечение игроков к видеоанализу имеет ценное значение, но это может стать бесполезным занятием, если тренер беззастенчиво игнорирует точку зрения своего игрока. Тренеры нуждаются в поддержке для развития своих практических навыков в создании объединяющего учебного сообщества, которое включает в себя широкий спектр опыта, знаний и способностей. А это значит, что нужно научиться прислушиваться к другим точкам зрения.