Ключевые вопросы психической устойчивости

22 апреля 2020

Ключевые вопросы психической устойчивости

Scott L. Cresswell, Новая Зеландия. Консультант по спортивной психологии Союза Регбистов Новой Зеландии.

Что такое психическая устойчивость?

Психическая устойчивость относится к психологическим навыкам игрока, которые во многом определяют его возможности. Но что означают эти навыки? Вот один из путей понимания, что такое психологические навыки: давайте подумаем о том, какие качества нам хочется видеть, у своих подопечных. Задайте себе вопрос: “Какие характеристики, относительно психологии игрока, Вас интересуют?” Например, такие качества игрока как: концентрация под давлением, мотивация к тренировкам/ к действиям или уверенность.

Возможно ли тренировать психическую устойчивость? Психическая устойчивость часто рассматривается в каждодневных разговорах, как некое иллюзорное качество, доступное только некоторым спортсменам очень высокого уровня. И напротив, мнение людей, работающих в спортивной психологии, состоит в том, что такая устойчивость поддается тренировкам.

В тоже время, нужно отметить, что методы развития психологических навыков сегодня не имеют широкой известности. Часто игроки развивают свои психологические навыки параллельно со своим игровым опытом, проходя длинный путь проб и ошибок. Долгое время они пробуют применять различные техники, продолжают использовать то, что срабатывает и изменяют, то, что не работает.

Практическая спортивная психология работает над укреплением психической устойчивости с тренерами и игроками, используя уже проверенные практикой методы. Спортивная психология ставит перед собой несколько целей, проводя обучение психологическим навыкам, она пытается повысить уровень работоспособности и в то же время повысить уровень удовольствия, от проделанной работы. Наиболее известные способы психологического воздействия в спорте, это установки на цель, самовнушение и работа с воображением.

Элементы программы работы над психическим состоянием могут выглядеть так же просто, как и подобранные вами физические упражнения. Вместе они дадут комплекс подведения игрока в готовность (физически и психологически) перед матчем, а также помогут встряхнуть игроков в момент их возвращения на поле после перерыва. Такая работа должна включать в себя выполнение некоторых ключевых установок, которые игроки должны выполнить на поле физически и в своем сознании (например, создав образ действия в своем воображении или проведя небольшое самовнушение).

Как много времени игрок должен тратить на освоение психологических навыков?

Количество времени, которое игрок должен потратить на свои психологические навыки, напрямую зависит от его понимания важности, влияния этих навыков на его игровые возможности. Один из способов определения баланса подготовки игрока, состоит в том, что игрок должен сам спросить себя: "Как много времени я трачу на то, что бы подготовить своё тело к соревнованиям (фитнес, техника, сила)? А затем задать себе ещё один вопрос: “ А как много времени я трачу на подготовку своего психологического состояния (мотивация, уверенность, концентрация)?”. Несмотря на то, что такие аспекты психологической подготовки, как уверенность и концентрация, играют большую роль в достижении своих лучших возможностей, большинство игроков находят, что тратят почти все своё время на физическую часть своей подготовки, пренебрегая психологической. Это не значит, что игрок должен тренировать свои психологические возможности больше чем свои двигательные навыки, но это означает, что психологическая подготовка, должна иметь свое место.

Что я могу сделать как тренер?

Обычно самый эффективный метод работы профессионального спортивного психолога - консультирование тренеров. Так как обычно такие статьи читают тренеры, я хочу остановиться на двух тренерских стратегиях, в работе над психической устойчивостью игроков.

Стратегия 1 – Открытое и честное общение.

В моих исследованиях регбисты всегда настаивали на открытых и честных отношениях. В отношениях внутри команды, тренер иногда сталкивается с вопросами, которые при неправильном подходе могут иметь негативные последствия, как для игрока индивидуально, так и для всей команды. В регби такое часто имеет отношение к селекции. Игроки часто чувствуют себя потерянными в регбийной среде, если на них не пал выбор тренера. Если решение тренера не сопровождается его понятным объяснением, игрок может потерять уверенность в себе (нарушение психической устойчивости), в своих возможностях и потерять веру в тренера. Плохое взаимопонимание, может привести к чувству несправедливости и появлению у игрока чувства недооценки его возможностей, что в свою очередь может привести к полной потери мотивации, веры в тренера и замкнутости. В то же время правильно построенные взаимоотношения в команде между игроками и тренером, признаются, как очень ценное достижение и является основой успеха многих команд. Многие тренеры ищут подходы к этому вопросу.

Некоторые ключевые тезисы для построения взаимопониманий тренера с игроками:

• Составьте список вопросов, которые вы хотите затронуть. Это поможет быть уверенным, что вы ничего не забудете.

• Выражайтесь проще. Часто три новых сообщения являются пределом усвоения информации. Перегрузка информацией может привести к не восприятию смысла послания.

• Следите за уместностью информации в вашем общении. Например, игрока, после обсуждения с тренером вопроса о его не привлечении, можно подбодрить, говоря больше о его положительных качествах, чем о его недостатках.

• Выслушайте игрока и постарайтесь понять его проблемы.

• Постарайтесь вовлечь игрока в сознательное участие в разговоре. Это лучше всего помогает наладить взаимопонимание.

• Старайтесь найти понимание. Обсуждайте с игроками перспективы. Понимание ими ваших проблем, поможет им отнестись с пониманием к вашей точке зрения и наоборот.

• Говорите о самой проблеме, но не связывайте проблему с игроком. Дайте понять, что любая критика относится к действиям игрока, но не к его личным качествам.

Стратегия 2 – Симуляция игровых условий. 

Симуляция соревновательных условий и игрового давления, является ключевой стратегией в формировании психической устойчивости игрока. Уверенность приходит, в первую очередь, после физической практики, так как к игроку приходит понимания того, что он успешно справлялся с данной задачей в прошлом. Тренер, может способствовать этому, создавая тренировочные ситуации с большим игровым давлением. Например, многие тренеры используют упражнения, в которых, три игрока атакую двух, на умышленно зауженном пространстве, усложняя условия принятия решения и возможность исполнения. Использование метода симуляции игрового давления, может применяться шире, например, в работе над ударом по воротам, игра с уменьшенным количеством игроков, игра в защите в борьбе с реальным сопротивлением в схватке и игра под пристальным контролем настоящего рефери. Важно сделать ситуацию как можно ближе к игровой.

А как быть с индивидуальными навыками игрока?

Игроки могут работать над своими психологическими навыками индивидуально. Психологические навыки могут развиваться различными методами. Возможно при помощи воображения (построение воображаемой модели действий), самовнушения (обращение к самому себе), установки на цель (определение цели для каждого действия). Описать все возможные приемы в одной статье не возможно. Как пример, можно рассмотреть самовнушение, обращение к самому себе. Этот прием проверенное средство, укрепления психической устойчивости. Он подразумевает, что игрок дает сам себе некоторые инструкции во время игры. Это могут быть простые инструкции касательно техники. Например, игрок перед пробитием мяча по воротам, произносит и выполняет следующее: "Голова вниз, нога провожает мяч в цель". Эта процедура поможет игроку сконцентрироваться на технике удара, а не на важности результата. В такой же ситуации, игрок перед ударом, может сказать себе: "Я удачно бил с этой дистанции уже сотню раз… " и это поможет ему поднять свою уверенность перед важным ударом.

Как быть с психической устойчивостью команды в целом?

Существуют признаки, которые определяют высокую командную устойчивость. Например, некоторые команды обладают ярко выраженной сплоченностью в игре под сильным давлением соперника. Упражнения на работу "В команде", часто упоминаются в спортивной психологии, как работа на сплочение группы. Есть так же и другие факторы сплоченности, например, социальный, или как игроки взаимодействуют между собой в социальной сфере.

Сплачивающая работа, однако, наиболее близка тренерам, так как она напрямую связанна с тем, что игроки делают на поле. Существует несколько путей построения таких заданий, имеющих цель сплотить группу. Например, дать задание, так, чтобы его выполнение, требовало хорошей коммуникации и взаимопонимания среди членов группы. Такие командные упражнения могут помочь не только всей команде в целом, но и отдельным игрокам, у которых ярче начнет проявляться уверенность и мотивация.